Обустраиваем комнату школьника без ошибок
Ваш ребенок подрос и собирается в школу, и нужно превратить вчерашнюю миленькую комнату «в розовом или голубом» в функциональное и одновременно привлекательное пространство. Мы расскажем о шести самых распространенных заблуждениях и о том, как их избежать.
Резкие перемены
Детская комната с началом учебы остается все тем же многофункциональным пространством, в котором подросшие дети не только учатся, но и отдыхают, играют, общаются с друзьями, читают, занимается творчеством, а значит, самое важное – соблюсти баланс между всеми занятиями.
На первых порах нет необходимости резко разграничивать рабочее и игровое пространство, а если речь идет о впечатлительных детях, для которых любые изменения в образе жизни могут стать потрясением, новые предметы – учебный стол, стул, полки – желательно вписать в уже существующий интерьер, не меняя его кардинально.
Для разграничения игрового и учебного пространства прекрасно подойдет легкая ширма или, еще лучше, цвет. Оформите рабочий уголок в золотисто-коричневых тонах, настраивающих на интеллектуальную деятельность, и ребенок не будет отвлекаться от занятий.
Крайне важно создать гармоничную цветовую среду – в слишком пестрой и яркой обстановке трудно отдыхать и не отвлекаться, в слишком скучной и колористически монотонной легко заскучать и тоже устать.
Учеба и только учеба
Важно в организации интерьера для детей младшего школьного возраста – соблюсти баланс между миром детства и миром учебы, в котором последняя не должна занимать 100 % территории. Лучшее решение – оставить в комнате как можно больше воздуха и свободного места для игр и отдыха, обязательно выделить кусочек для спортивных занятий и сосредоточить деловую часть только около окна. Оптимальное соотношение: 60-70 % места для релакса и 30-20 % для работы.
Все на свой вкус
Вы мечтали в детстве стать летчиком, и вот в берлоге вашего чада под потолком и на обоях резвятся МиГи, а рабочее кресло напоминает место у штурвала истребителя. Вместо самолетов это могут быть любые другие увлечения, важно то, что они ваши, а не вашего сына или дочери.
А ведь в этом помещение будете жить не вы – пригласите хозяина жилья участвовать в компании по оформлению интерьера и прислушайтесь к его мнению, даже если детские идеи кажутся неподходящими. Вы ведь хотите, чтобы будущий ученик проводил в своей комнате достаточно времени, а не сбегал из дома при любом удобном случае.
Слишком много вещей
Громоздкий книжный шкаф, объемный стол, «взрослые» предметы, которые якобы больше некуда поставить, многочисленные цветочные горшки и куча покрывал и накидок – это лишнее, а иногда и вредное наполнение детской территории.
Разумеется, не все книги в жизни ученика будут электронными, но и бумажных не должно быть слишком много – достаточно одной полки для поточного чтения.
Многослойный текстиль не только усложняет уборку, но и активно накапливает пыль (как и книги), а значит, в любой момент может стать источником респираторных проблем. Не нужны в детской чемоданы, набитые сезонной одеждой всей семьи, коллекция мягких игрушек и все прочее громоздко-ностальгическое.
Минимум вещей и максимум порядка и чистоты, а значит, здоровья, помогут ребенку в жизни и в учебе. С другой стороны, у ребенка постепенно начнут появляться любимые штучки и «секретики», для которых понадобится своя территория – вы всегда можете помочь организовать ее и сделать комнату оригинальной и уютной.
Что нам стоит стол поставить
Стол, стул, полки для книг, учебников, тетрадей – таков минимальный набор мебели, необходимой для оборудования рабочего места школьника. Возможно, потребуется учебная доска, мольберт, место для музыкальных инструментов, стеллаж для дополнительных учебных материалов – наши дети, как правило, начинают учиться сразу в нескольких направлениях. Мебель для «рабочего уголка» должна сочетать такие качества, как функциональность, мобильность, комфорт и красота, и одновременно учитывать возросшие нагрузки на зрение и опорно-двигательный аппарат.
Выбор осложняется тем, что дети в возрасте 6-10 лет растут столь стремительно, что никакая стандартная детская мебель за ними просто не поспевает, а взрослая изначально не подходит. К высоте стола, стула и прочих предметов для детей и школьников есть четкие требования. Цена пренебрежения рекомендациями – близорукость, головные боли, нарушения сна, сколиоз и другие проблемы со здоровьем, которых нетрудно избежать, если все же найти мебель-трансформер, «растущую» вместе с чадом.
А. Стол. Когда школьник сидит, край стола должен находиться на несколько сантиметров ниже уровня груди, чтобы ребенок мог опереться на поверхность локтями.
Б. Стул. Ноги ребенка ни в коем случае не должны болтаться в воздухе. Правильная посадка – стопы полностью касаются пола, колени согнуты под прямым углом. Если стул куплен «на вырост», под ноги необходима специальная подставка.
В. Освещение. Свет должен падать слева, если ребенок правша, и справа – если левша. Идеально, если большую часть времени это будет дневной свет, а вечером – матовая лампочка под достаточно плотным абажуром. Также важно научить ребенка, что при работе за столом нужно включать не только настольное, но и общее освещение – резкий контраст светлой поверхности и потемок вокруг плохо воздействует на зрение. Только при общем свете можно пользоваться компьютером.
Слишком дорого или запредельно дешево
Два худших принципа, по которым выбирают оборудование для учебной комнаты, – внешняя привлекательность и цена. Серьезные деньги лучше вкладывать в то, что сложно или невозможно поменять – в качественное напольное покрытие, окна и отделочные материалы. Вы должны быть морально готовы, что любая поверхность или вещь в комнате может покрыться пятнами клея, краски, чернил, а то и вовсе царапинами. А ведь ребенок должен чувствовать себя в своей комнате свободно, не боясь что-либо испортить.
Красивое – не значит удобное, и мебель для детей нужно покупать после того, как потенциальный владелец посидит-полежит на ней в магазине.
Размещая предметы в комнате, присядьте и окиньте помещение взглядом с высоты роста вашего ребенка, чтобы он или она не звали вас всякий раз, когда нужно снять книгу с полки или достать вещи из шкафа.
«Первый кабинет» юных студиозов – дело ответственное, чем комфортнее и удобнее он будет, тем больших успехов добьются школьники в учебе. Да и в жизни!